Авторская манера рисунка
Авторская манера рисунка миниатюр Лицевого свода — цель нашего исследования. Сколько авторов, и в какой последовательности работали над миниатюрами, ход работ и организация их труда, какой вклад в работу каждого автора, где, как он находится в рамках десяти томов Лицевого свода — все это важные для нас вопросы. Надо заметить, что ярко выраженная имперсональность авторов, очевидная стилистическая близость, авторская «перемешанность» внутри рисунка и раскраски — создает дополнительные трудности в определении авторской манеры рисунка в каждой миниатюре Лицевого свода.
- Почерковедческий метод, который мы применяем к данной проблематике, позволяет решить основные задачи, в рамках данного исследования, где необходимо выяснить такие основные понятия, как авторская манера и автор.
Ход работ над миниатюрами Лицевого свода, четыре этапа:
- 1¬пустое место в тексте для миниатюры, которое оставлял миниатюристу писец;
- 2–набросок, где намечались знаменщиком основные композиционные узлы и иконографические особенности для будущей миниатюры;
- 3–прорисовка тонкой кистью или остро-заточенной деревянной палочкой, рисовальщиком-изографом, где он прорисовывал все необходимые детали во всех подробностях, в этом виде миниатюра смотрелась вполне законченным произведением искусства;
- 4–раскраска, создавалась красками на клею на водной основе, художником-живописцем, где существовала некоторая символика цвета в традициях иконописи.