Синодальный том, 11 авторов, первая манера авторской раскраски С1, признаки, местонахождение в томе, разбивки, количество миниатюр.
Первая манера авторской раскраски С1 имеет двести три миниатюры и две разбивки, в начале и конце Синодального тома (С7-93об., С605-622об., 169 и 34 миниатюры
- С7-93об. — 169 миниатюр, 1-я разбивка
- С605-622об.- 34 миниатюры, 2-я разбивка
Первая манера авторской раскраски С1 имеет двести три миниатюры и две разбивки, в начале и конце Синодального тома (С7-93об., С605-622об., 169 и 34 миниатюры, соответственно). Группа С1 одна из самых больших в Синодальном томе. Чуть больше, объединенная группа С3 (С3а, С3б) и С2, которая самая большая и примерно, по размерам, как две предыдущие. Это — скорее всего, означает о ведущих ролях этих авторов в раскраске Синодального тома. Сама раскраска С1 имеет приглушенную палитру замесов красок и несколько свободное с использованием много воды нанесение красочных слоев. Краски часто обтекают контуры рисунка и слегка смешиваются между собою. Слои красочного слоя часто неровные, то густые, то прозрачные, но в целом С1 старается наносить краски достаточно плотно. Основными цветами раскраски С1 — мы полагаем, желто-оранжевый и зеленовато-голубой
- Палитра. В первой, широкой полосе у нас основной, доминирующий цвет раскраски. Это цвет горок, темно-желтый или желто-оранжевый. Следующий цвет — золотисто-желтый. Красный, коричневый, красно-коричневый, голубой и зеленый. Основные цвета раскраски, в целом палитра не яркая с преобладанием темных оттенков. Надо заметить, что точно определить качество цвета непросто, так как автор имеет «живописную манеру», и цвета нередко перетекают друг в друга, что создает трудности в точной идентификации. Мы можем приблизительно обозначить общий, основной цвет, не определяя его оттенки. Причем, хочется добавить, что в своей манере раскраски, автор С1 стабилен, все цвета и приемы мы можем наблюдать на всем протяжении его раскраски, а это более двухсот миниатюр Синодального тома. Конечно, можно более подробно описать различные варианты и случаи раскраски С1, но для этого потребуется отдельное тщательное исследование.
- Горки, обрисованы красно-коричневой и зеленовато-голубой толстой полосой с обеих сторон (С8). Красно- коричневая линия подчеркивается еще одной тонкой линией. Однако такая раскраска не всегда повторяется в таком варианте, а упрощается до просто красных и зеленых подкрашиваний горок (С14). Применяется светло-зеленый цвет, прозрачно нанесенный на густые слои охры и киновари. Часто краска выходит за границы рисунка горок. Сама горка раскрашена в один темно-желтый замес охры, иногда он приобретает желто-оранжевый оттенок. Автор покрывает замесом краски всю поверхность горок ровным слоем, закрывая линии рисунка.
- Деревья (кусты) и цветы на горках. Автор С1 рисует «свои» цветы и деревья, похожие на кусты. Много деревьев или кустов, похожих на «костры», зеленого и красного цветов, а также изображениями цветов, чаще всего на вершинах горок, по всей видимости, придуманных автором раскраски для красоты. Деревья, светло-зеленого цвета, по прорисовке XVI века (С8).
- Купола церквей золотисто — желтого и зеленовато – голубого цвета.
- Шлемы раскрашены в разные цвета — желто-золотистый, коричнево-красный и зеленовато-голубые цвета (С8).
- Клобуки белые, слегка покрашенные светло-коричневым, как и лики, светлые с легкой, почти прозрачной раскраской щек и бороды и волос головы.
- Колпаки пламенников трех замесов цветов, — красный, желтый и светло-зеленый (С13об.).
- Вода, методом заливки, ровным зеленовато-голубым тоном, без разделения на волны.
- Уздечка, красного цвета, тонкие линии, щечная и затылочная в одну линию, заканчиваясь за ушами лошади, носовая линия перпендикулярно щечной, поводья у рук всадника заканчиваются длинной, извилистой линией, вниз, причем, свисает с запястья, сверху. Стремя, красного цвета, две, тонкие линии вокруг кончика сапога всадника, которые по концам имеют маленькие красные треугольники, вершинами направленные к сапогу.
- Копья имеют разную форму. Тонкие, темно-коричневые с тонкими наконечниками, направлены вверх и немного в разные стороны, средней частоты и разной высоты (С18об., С19). Есть с тонкими древками и большими, ромбовидными наконечниками, темно-коричневого цвета (С12). Красное копье с длинным наконечником и два копья, темно-коричневого цвета с решетчатым строением лезвий, копья направлены прямо вверх, снизу, войны держат наискосок, слева, направо, копья с короткими лезвиями, темно-коричневого цвета, похожих на трезубец (С55об.).
- Стяги темно-красного и светло-зеленого замеса цвета.
- Шапки разных замесов цветов. Тульи, красные, светло-зелено-голубые, коричневые, с зелеными, красными и желтыми отворотами.
- Башня красного, темно- красного цвета, карнизы и другие архитектурные элементы светло-зеленого цвета, стены — розовые (С9).
- Пищали (мушкет фитильный, аркебуза[1]) и пушки, зеленого и коричневого цветов (С14).
- Лук, красного и коричневого цветов (С67).
- Отметим, что авторская раскраска миниатюр С1 оставляет довольно целостное впечатление, хотя она довольно однообразна, как по приемам, так и по цветовым сочетаниям.
- [1] Аркебуза– это сравнительно лёгкое малокалиберное ружьё для прицельной стрельбы. Мушкет — более тяжёлое крупнокалиберное ружьё для стрельбы по защищенным целям. Аркебуза допускает стрельбу с рук, мушкет настолько тяжёл, что для стрельбы из него требуется подпорка — сошка‑форкет, бердыш или что-то подобное. И аркебузы, и мушкеты – это длинноствольные ружья. Они имеют стволы длиной от примерно 50 калибров и более.