Самарская рукопись 17 века

Лицевая рукописная книга, созданная в Самаре в 1629 г. и содержащая два литературных произведения – «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (л. 17 – 269 об.) и «Житие Нифонта Констанцского»(л. 270 об. – 429 об.), – имеет запись (на л. 15), в которой указаны не только время и место создания кодекса и имя писца, но и имя художника. «Многогрешный» изограф Петр украсил манускрипт двумя большими циклами миниатюр – всего в книге 418 иллюстраций.

  • Тип рукописи: Сборник лицевой.
  • Место происхождения: г. Самара.
  • Дата: 1629 г.
  • Содержание: Повесть о Варлааме и Иоасафе (л. 17 – 269 об.). Оформление: 4 полностраничные миниатюры, 199 миниатюр в тексте, 1 заставка. ​ Житие преп. Нифонта (л. 270 об. – 429 об.).
  • Оформление: 1 полностраничная миниатюра, 169 миниатюр в тексте, 1 заставка, 1 крупный инициал, 1 розетка.
  • Объем: 434 л., 396 миниатюр.
  • Автор: Писец священноиерей Афанасий.
  • Автор: художник Петр.
  • Шифр/код: ОЛДП. Q. 17
  • Материал: Бумага (вержированная бумага средней толщины с филигранями: Кувшинчик одноручный под полумесяцем с литерным сопровождением – двух типов; Герб Рожок – двух типов, один из них ДК 1146 (1629 г.); переплетные листы другой бумаги, без филиграней). Чернила, киноварь, водорастворимые краски, твореное золото (л. 203, 203 об., 263).
  • Письмо: Полуустав. Заголовки киноварные, крупные заголовки вязью. Киноварные инициалы, некоторые орнаментированы. Небольшие киноварные буквы в тексте.
  • Художественное оформление: 4 заставки красками (л. 2, 12, 17, 270 об.), 2 крупных инициала красками (л. 12, 270 об.), 2 орнаментальные розетки на полях (л. 12, 270 об.)., 374 иллюстрации, выполненные водорастворимыми красками без предварительной грунтовки бумаги, в том числе: 6 полностраничных миниатюр (л. 1 об., 16 об., 48, 49 об., 67 об., 271 об.) и 368 миниатюр в тексте (среди них имеются многосюжетные). На л. 203, 203 об., 263 миниатюры с применением твореного золота.
  • Переплет: Переплет XVII в. (поновлен) – доски в коже с тиснением, с двумя металлическими застежками. Два плетеных каптала. Корешок глухой, с тремя бинтами. Обрез блока выкрашен в бордовый цвет. На л. II остатки тканевой закладки.
  • Оформление: 1 заставка, 1 крупный инициал, 1 розетка.
  • Записи: На нижнем поле л. 4 – 8 скорописью – «Михаила Михайловича да Петра Михайловича Салтыковых». На л. I разными скорописными почерками – записи о содержании книги, числе рисунков (указано 396 рисунков, очевидно, с учетом многосюжетных миниатюр), перечень данных из писцовой и владельческой записей, сведения о боярах Салтыковых (из печатного справочника). Здесь же крупным скорописным почерком – «Продана за двести руб. П. П. Вяземскому. Деньги получены сполна. Сапожкин». На л. II скорописным почерком сведения из печатного описания Жития Нифонта по рукописи из библиотеки Троице-Сергиевой лавры. На л. III скорописным почерком сведения из печатного каталога собрания Троице-Сергиевой лавры о пергаменной рукописи № 6, содержащей Житие Нифонта (приведена запись из этой рукописи). На л. IV неразборчивая запись карандашом.
  • История реставрации: Рукопись претерпела историческую реставрацию в XIХ в. – были тщательно подклеены многие листы, блок заново сброшюрован, окрашен обрез, сделано новое крепление переплета (углубления в доске от первоначального крепления видны на внутренней стороне верхней крышки), укреплено покрытие переплета.
  • Место хранения: Российская национальная библиотека (РНБ), Санкт-Петербург.
  • Ссылка на рукопись: https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?prm=845EBD7A-8C0E-4A79-AB4A-B0962737A786
  • История рукописи: А.И. Макаров «Самарские древности» (забытая рукопись) 2004 г.

При первом знакомстве с миниатюрами бросается в глаза отсутствие предварительного рисунка – нигде нет следов от свинцового карандаша. Скорее всего, мастер Петр сразу работал красками и намечал будущую композицию кистью — так могут делать только профессионалы с большим опытом. Удивительно, насколько точно и тонко он намечает рамку для будущей миниатюры по волокнам бумаги. Это еще одно свидетельство хорошо поставленной и очень уверенной руки.

Несколько миниатюр выполнены художником с особым старанием, например, первая миниатюра рукописи, на которой изображены преподобные Варлаам и Иоасаф (л. 1об.). В отличие от других миниатюр, здесь мастер пишет лики и руки святых так, как на иконах — со всеми подробностями и с «пробелами» (включениями белил), демонстрируя свое мастерство; однако горки, складки одеяний, небеса написаны в облегченной манере. Создается впечатление, что именно этой первой полностраничной миниатюре, «открывающей» книгу, мастер уделил особое внимание. Больше мы не увидим в рукописи так хорошо прописанных ликов.

Миниатюра, изображающая преподобного Иоанна Дамаскина (л. 16 об.), сделана немного проще.  Лик уже просто подкрашен, но в целом видна тщательная работа, прорисовка всех атрибутов письма: чернильница, песочница, нож, свеча. Также прорисованы сложный архитектурный фон в виде городской стены, которая соединяет высокую постройку слева с башней с колонной справа, – эти элементы объединены велумом. В целом можно отметить, что в первой части Самарской рукописи («Повести о Варлааме и Иоасафе») рисунок более точный, тогда как во второй части («Житие Нифонта») рисунок приобретает характер наброска, напоминает работу «аниматора», которому надо быстро нарисовать серию рисунков, только обозначающих предмет, не вдаваясь в подробности и изыски форм.

Раскраска миниатюр рукописи не столь проста для анализа, как рисунок. Можно различить два основных типа раскраски: яркая и бледная. Яркую в свою очередь можно разделить на ярко-красную и ярко-пурпурную. Красная отличается тем, что горки подкрашены красным или другими цветами, а миниатюрах «пурпурного типа» горки подкрашены пурпуром. Яркая раскраска принадлежит, в основном, первой части рукописи («Повести о Варлааме и Иоасафе»), а бледная – второй («Житие Нифонта»). И рисунок, и раскраска во второй части носят еще более эскизный, подготовительный характер. Возможно, мастер только слегка подкрасил миниатюры из жития Нифонта и по каким-то причинам оставил их незаконченными.

Раскраска первой полностраничной миниатюры, изображающей преподобных Варлаама и Иоасафа (л. 1об.), — ярко-красная. Художник использует небольшой набор красок: красный (киноварь), желтый (охра), зеленый (травяной), коричневый (земли), черный (чернила), белый (белила), твореное золото в небольшом количестве (на короне царевича Иоасафа). Мастер применяет эти краски как в чистом виде, так и в разбелах (т. е. смешанными с белилами).

Важной особенностью этого типа раскраски является затенение горок с правой стороны красным (л. 45, л. 81) и бледно-розовым цветом (л. 52 об.). Однако наличие исключений (серый цвет на л. 83 об. и зеленый на л. 84, слева) может свидетельствовать об отсутствии у знаменщика Петра определенной концепции раскраски. Он мог произвольно использовать краски из тех, которые в данный момент имел под рукой.  Вторая отличительная особенность — сложный растительный орнамент на одеяниях царевича Иоасафа и других персонажей рукописи (л. 38, л. 140-171, л. 184-234 об.).

Палитра миниатюры л.38 очень ограничена. Преобладают серо-коричневый и желтовато-серые оттенки. Зелёный цвет отсутствует.

Миниатюра л.38, оставаясь в рамках «красной» раскраски, отличается от ряда миниатюр этого типа, тем, что в ней отсутствуют зелёные цвета, а есть много тёмно-коричневых красок, поэтому, мы определяем этот тип раскраски, как подгруппу «красной» раскраски.

В целом, палитра красок сдержанная. Основными цветами, замесами были: красный, оранжевый, охра, зелёный, серый, золотистый. Серый цвет- выполнял роль холодного, по всей видимости замещал собою, синий и голубой.

Розовая раскраска в рамках красной раскраски отличается бледными оттенками красного цвета (л.52об.). Видимо автор здесь применяет больше количества белил (наполнителя), возможно из экономии красного пигмента (сурика).

Палитра миниатюры л.79об. принадлежит красной раскраске, но в ней исключены желтые цвета охры, слегка просматриваются бледно-желтые следы на троне и подставках для ног.

Палитра миниатюры л.31 в целом имеет сдержанные цвета. Кроме пурпурного, также есть красный, коричневатого оттенка. Светло желтоватые краски. Два оттенка зелёного — светло зелёный и травянистый. Серый и черные цвета.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *