Самарская рукопись 17 века
Повесть о Варлааме и Иоасафе
Житие Нифонта Констанцского
Объемный художественный материал позволяет сделать наблюдения о творческом методе древнерусского живописца.
Лицевая рукописная книга, созданная в Самаре в 1629 г. и содержащая два литературных произведения – «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (л. 17 – 269 об.) и «Житие Нифонта Констанцского»(л. 270 об. – 429 об.), – имеет запись (на л. 15), в которой указаны не только время и место создания кодекса и имя писца, но и имя художника. «Многогрешный» изограф Петр украсил манускрипт двумя большими циклами миниатюр – всего в книге 418 иллюстраций.
- Тип рукописи: Сборник лицевой.
- Место происхождения: г. Самара.
- Дата: 1629 г.
- Содержание: Повесть о Варлааме и Иоасафе (л. 17 – 269 об.). Оформление: 4 полностраничные миниатюры, 199 миниатюр в тексте, 1 заставка. Житие преп. Нифонта (л. 270 об. – 429 об.).
- Оформление: 1 полностраничная миниатюра, 169 миниатюр в тексте, 1 заставка, 1 крупный инициал, 1 розетка.
- Объем: 434 л., 396 миниатюр.
- Автор: Писец священноиерей Афанасий.
- Автор: художник Петр.
- Шифр/код: ОЛДП. Q. 17
- Материал: Бумага (вержированная бумага средней толщины с филигранями: Кувшинчик одноручный под полумесяцем с литерным сопровождением – двух типов; Герб Рожок – двух типов, один из них ДК 1146 (1629 г.); переплетные листы другой бумаги, без филиграней). Чернила, киноварь, водорастворимые краски, твореное золото (л. 203, 203 об., 263).
- Письмо: Полуустав. Заголовки киноварные, крупные заголовки вязью. Киноварные инициалы, некоторые орнаментированы. Небольшие киноварные буквы в тексте.
- Художественное оформление: 4 заставки красками (л. 2, 12, 17, 270 об.), 2 крупных инициала красками (л. 12, 270 об.), 2 орнаментальные розетки на полях (л. 12, 270 об.)., 374 иллюстрации, выполненные водорастворимыми красками без предварительной грунтовки бумаги, в том числе: 6 полностраничных миниатюр (л. 1 об., 16 об., 48, 49 об., 67 об., 271 об.) и 368 миниатюр в тексте (среди них имеются многосюжетные). На л. 203, 203 об., 263 миниатюры с применением твореного золота.
- Переплет: Переплет XVII в. (поновлен) – доски в коже с тиснением, с двумя металлическими застежками. Два плетеных каптала. Корешок глухой, с тремя бинтами. Обрез блока выкрашен в бордовый цвет. На л. II остатки тканевой закладки.
- Оформление: 1 заставка, 1 крупный инициал, 1 розетка.
- Записи: На нижнем поле л. 4 – 8 скорописью – «Михаила Михайловича да Петра Михайловича Салтыковых». На л. I разными скорописными почерками – записи о содержании книги, числе рисунков (указано 396 рисунков, очевидно, с учетом многосюжетных миниатюр), перечень данных из писцовой и владельческой записей, сведения о боярах Салтыковых (из печатного справочника). Здесь же крупным скорописным почерком – «Продана за двести руб. П. П. Вяземскому. Деньги получены сполна. Сапожкин». На л. II скорописным почерком сведения из печатного описания Жития Нифонта по рукописи из библиотеки Троице-Сергиевой лавры. На л. III скорописным почерком сведения из печатного каталога собрания Троице-Сергиевой лавры о пергаменной рукописи № 6, содержащей Житие Нифонта (приведена запись из этой рукописи). На л. IV неразборчивая запись карандашом.
- История реставрации: Рукопись претерпела историческую реставрацию в XIХ в. – были тщательно подклеены многие листы, блок заново сброшюрован, окрашен обрез, сделано новое крепление переплета (углубления в доске от первоначального крепления видны на внутренней стороне верхней крышки), укреплено покрытие переплета.
- Место хранения: Российская национальная библиотека (РНБ), Санкт-Петербург.
- Ссылка на рукопись: https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?prm=845EBD7A-8C0E-4A79-AB4A-B0962737A786
- История рукописи: А.И. Макаров «Самарские древности» (забытая рукопись) 2004 г.
При первом знакомстве с миниатюрами бросается в глаза отсутствие предварительного рисунка – нигде нет следов от свинцового карандаша. Скорее всего, мастер Петр сразу работал красками и намечал будущую композицию кистью — так могут делать только профессионалы с большим опытом. Удивительно, насколько точно и тонко он намечает рамку для будущей миниатюры по волокнам бумаги. Это еще одно свидетельство хорошо поставленной и очень уверенной руки.
Несколько миниатюр выполнены художником с особым старанием, например, первая миниатюра рукописи, на которой изображены преподобные Варлаам и Иоасаф (л. 1об.). В отличие от других миниатюр, здесь мастер пишет лики и руки святых так, как на иконах — со всеми подробностями и с «пробелами» (включениями белил), демонстрируя свое мастерство; однако горки, складки одеяний, небеса написаны в облегченной манере. Создается впечатление, что именно этой первой полностраничной миниатюре, «открывающей» книгу, мастер уделил особое внимание. Больше мы не увидим в рукописи так хорошо прописанных ликов.
Миниатюра, изображающая преподобного Иоанна Дамаскина (л. 16 об.), сделана немного проще. Лик уже просто подкрашен, но в целом видна тщательная работа, прорисовка всех атрибутов письма: чернильница, песочница, нож, свеча. Также прорисованы сложный архитектурный фон в виде городской стены, которая соединяет высокую постройку слева с башней с колонной справа, – эти элементы объединены велумом. В целом можно отметить, что в первой части Самарской рукописи («Повести о Варлааме и Иоасафе») рисунок более точный, тогда как во второй части («Житие Нифонта») рисунок приобретает характер наброска, напоминает работу «аниматора», которому надо быстро нарисовать серию рисунков, только обозначающих предмет, не вдаваясь в подробности и изыски форм.
Лики во второй части рукописи обозначены несколькими легкими линиями. Архитектурные детали и горки намечены только самыми необходимыми для узнавания штрихами кисти. Судя по основным признакам — горка, корона, башня, лик, (рис. 1) — все миниатюры Самарской рукописи прорисованы одним мастером, знаменщиком Петром, как это и указано в записи на л. 15.
Раскраска миниатюр рукописи не столь проста для анализа, как рисунок. Можно различить два основных типа раскраски: яркая и бледная. Яркую в свою очередь можно разделить на ярко-красную и ярко-пурпурную. Красная отличается тем, что горки подкрашены красным или другими цветами, а миниатюрах «пурпурного типа» горки подкрашены пурпуром. Яркая раскраска принадлежит, в основном, первой части рукописи («Повести о Варлааме и Иоасафе»), а бледная – второй («Житие Нифонта»). И рисунок, и раскраска во второй части носят еще более эскизный, подготовительный характер. Возможно, мастер только слегка подкрасил миниатюры из жития Нифонта и по каким-то причинам оставил их незаконченными.
Раскраска первой полностраничной миниатюры, изображающей преподобных Варлаама и Иоасафа (л. 1об.), — ярко-красная. Художник использует небольшой набор красок: красный (киноварь), желтый (охра), зеленый (травяной), коричневый (земли), черный (чернила), белый (белила), твореное золото в небольшом количестве (на короне царевича Иоасафа). Мастер применяет эти краски как в чистом виде, так и в разбелах (т. е. смешанными с белилами).
Важной особенностью этого типа раскраски является затенение горок с правой стороны красным (л. 45, л. 81) и бледно-розовым цветом (л. 52 об.). Однако наличие исключений (серый цвет на л. 83 об. и зеленый на л. 84, слева) может свидетельствовать об отсутствии у знаменщика Петра определенной концепции раскраски. Он мог произвольно использовать краски из тех, которые в данный момент имел под рукой. Вторая отличительная особенность — сложный растительный орнамент на одеяниях царевича Иоасафа и других персонажей рукописи (л. 38, л. 140-171, л. 184-234 об.).
Этот тип раскраски мы видим в миниатюрах «Повести о Варлааме и Иоасафе» (л. 1об., [л. 38], 43 об., л. 45, л. 51 об.-53 об., л. 74-111, л. 119 об.-122, л. 135-180, л. 182-245 об., л. 247 об.-269 об.). Во второй части Самарской рукописи мы находим этот тип раскраски в миниатюрах на л. 282 об., л. 285, л. 331об., 345, 347 об.
Палитра миниатюры л.38 очень ограничена. Преобладают серо-коричневый и желтовато-серые оттенки. Зелёный цвет отсутствует.
Миниатюра л.38, оставаясь в рамках «красной» раскраски, отличается от ряда миниатюр этого типа, тем, что в ней отсутствуют зелёные цвета, а есть много тёмно-коричневых красок, поэтому, мы определяем этот тип раскраски, как подгруппу «красной» раскраски.
В целом, палитра красок сдержанная. Основными цветами, замесами были: красный, оранжевый, охра, зелёный, серый, золотистый. Серый цвет- выполнял роль холодного, по всей видимости замещал собою, синий и голубой.
Розовая раскраска в рамках красной раскраски отличается бледными оттенками красного цвета (л.52об.). Видимо автор здесь применяет больше количества белил (наполнителя), возможно из экономии красного пигмента (сурика).
Палитра миниатюры л.79об. принадлежит красной раскраске, но в ней исключены желтые цвета охры, слегка просматриваются бледно-желтые следы на троне и подставках для ног.
Второй вид яркой раскраски – пурпурная. Принципиальное отличие этого вида проявляется в наличии пурпурной краски, которая доминирует в общей палитре, применяемой мастером. Пурпурная раскраска встречается в первой части Самарской рукописи на л. 16 об., л. 18 об. -37, л. 39, л.40об., л.41об., л. 43, л. 49 об.-51, л. 54-72, а также на двух миниатюрах во второй части: л. 271 об., л. 272.
Палитра миниатюры л.31 в целом имеет сдержанные цвета. Кроме пурпурного, также есть красный, коричневатого оттенка. Светло желтоватые краски. Два оттенка зелёного — светло зелёный и травянистый. Серый и черные цвета.
Кроме яркой раскраски, в Самарской рукописи мы видим и второй тип– бледный, или точнее сказать серый, ввиду доминирования этого цвета. Практически вся вторая часть Самарской рукописи, («Житие Нифонта»), выполнена в этой манере (л. 273-281 об., л. 286-330 об., л. 332-344, л. 347, л. 348-429), хотя миниатюры этого типа встречаются и в первой части рукописи (л. 47 об., л. 115 об-119, л. 123 об-133 об., л. 180 об., л. 246-246 об). Горки, как правило, подкрашиваются бледно-розовым цветом.
Основные типы раскраски Самарской рукописи: 1-красная, 2- пурпурная, 3-серая. Красная раскраска 1 имеет три дополнительных варианта: 1/1-красно-коричневая, где нет зеленых оттенков (цвета); 1/2 — розовая, где красный цвет бледный, неяркий, приближается к розовым оттенкам; 1/3 — зеленоватая раскраска, где почти нет желтых оттенков, только очень светлые тона охры. Еще встречается красно-пурпурная, 1/4, что во многом подтверждает переходные формы раскрасок и говорит о едином авторстве.