Музейский сборник, рисунок, иконография, шлем М1
Для выявления авторской манеры нам не требуется все используемые автором иконографические графемы, поэтому из всего множества надо выбрать самые необходимые. Выбор иконографических графем зависит от трех условий: 1- наиболее встречающиеся в Лицевом своде, 2- выразительность формы, 3- простота формы. Мы выбрали пять: горка, портал, корона, башня, шлем.
Мы возьмем иконографическую графему шлема М1, где можно наглядно увидеть развитие и изменение ее формы на протяжении всего Лицевого свода.
Таблица шестнадцати иконографических манер рисунка Лицевого свода, где мы выделяем, первую манеру рисунка М1, где предметом изучения — графема, шлем М1. Мы изучаем графему шема М1, по-центру, сверху в сером прямоугольнике.
Для понимая всего нахождения группы миниатюр иконографической манеры М1 в Лицевом своде мы составили таблицу.
Первое, что можно отметить — это неравномерность нахождения группы М1 в Лицевом своде. Черным тоном показано сплошное, беспрерывное нахождение М1. Это — Музейский сборник. М1 находится, практически полностью, кроме М295об. (М2), в первой половине Библейской части, а также в первой половине Троянской войны. Во вторых половинах Библейской части и Троянской войны, М1 чередуется с другими иконографическими манерами, что интересно. В целом непрерывные периоды М1 насчитывают около тысячи миниатюр. Если на одну или две миниатюры надо потратить около одно дня минимум, то рисовались они не менее года, полтора. Это означает, что изначально миниатюры в Музейском сборнике рисовались только группой М1 в которой могло быть от одного или максимум двух, трех авторов. На данный момент мы не выявляем в группе М1 более одного автора в Музейском сборнике
Надо понимать, что воспринимать форму надо одновременно на разных уровнях упрощения и использовать в необходимых для ситуации случаях. Не менее важен сравнительный анализ форм графем, где можно проследить за их развитием на всем протяжении авторской манеры. Для примера мы возьмем иконографическую графему шлема М1, где можно наглядно увидеть развитие и изменение ее формы на протяжении всего Лицевого свода.
Иконографическая графема шлема М1. 1-большая выпуклость на обруче по вертикальной оси шлема; в противоположном направлении выпуклость отсутствует, по бокам еще четыре симметричные выпуклости; 2-толстый обруч на лицевой стороне шлема; 3-тонкий, высокий стержень на затылочной части шлема.
Вариативность иконографии графем шлема М1 самая высокая среди всех иконографических манер рисунка Лицевого свода.
Если смотреть на форму графем шлема М1 в развитии, вначале и конце, то очевидна видна разница и переход от круглой формы шлема к треугольной.
Мы составили полную полистную таблицу развития формы шлема М1