Музейский сборник, рисунок, иконография, горка М1
Мы определяем иконографическую графему, как иконичный фрагмент изображения рисунка.
Шестнадцать иконографических манер рисунка Лицевого летописного свода. Мы изучаем графему горки М1, слева, сверху в сером квадрате.
Мы можем отметить, что основными особенностями иконографической графемы горки М1 являются; невысокий наклон горки, две ветви, первая, начинается острием и заканчивается площадкой, вторая, начинается площадкой и заканчивается острием, а также три выпуклости с трех сторон горки. Однако, надо правильно понимать, что в точности такой горки в Лицевом своде нет. Это совмещенный образ всех горок М1, максимально обобщенной формы. Собственно принципиальное отличие иконографической графемы от любой другой реальной горки М1 в том, что она иконична. Отсюда нам важно понимать, как возникает графема?
Иконографическая графема горки М1: 1-общий вид иконографической графемы горки М1; 2-основные линии наклона, 1-е осевое движение, справа налево, 2-е осевое движение, слева направо по горизонтали; 3-три основные выпуклости; 4-два острия (1, 2), две площадки (3,4).
Здесь представлены прорисовки по кальке горки М1 из Музейского сборника и Жития Николы, куда попала часть миниатюр Лицевого свода. Таких калек по всему Лицевому своду, где есть иконографическая группа М1 можно сделать сотни и если внимательно посмотреть, то ни одна из прорисованных горок не совпадает по своей форме с иконографической графемой горки М1. Для того, чтобы приблизится к форме иконографической графемы группы миниатюр М1 мы должны сузить все возможные, статистические формы горок до наиболее распространенных, основных форм горок.
Для того, чтобы приблизится к форме иконографической графемы группы миниатюр М1 мы должны сузить все возможные, статистические формы горок до наиболее распространенных, основных форм горок.
Цветом мы выделяем близость конструктивных частей горок М1: 1- голубой — вздернутые вверх горки; 2- зеленый — обратные горки; 3- синий — горки с одной ветвью; 4- красный — горки с двумя ветвями; 5-фиолетовый — характерный П-выступ, спереди на верхней или нижней площадке горки; 6- желтый — три ветви или три площадки спереди горки.
Четыре основных иконографические графемы горок М1: 1- П-выступ; 2- три ветви или три площадки спереди горки; 3- вздернутые горки; 4- обратные горки. Стрелками показано общее направление формы графемы.
В итоге мы собираем некий общий конструктивный образ горки М1 в одном рисунке, справа, на сером фоне. Можно заметить, что искомая графема отличается от остальных графем, но она и не должна на них походить, так как предыдущие графемы 1-4, представляют обобщенный образ только части всех графем горки М1, а последняя является обобщенным образом всех графем горок М1. Притом, этот тип графемы горки М1 встречается в Лицевом своде чаще всего, но так как на прорисовках мы изображаем частные случаи и показываем максимальное разнообразие, то наиболее встречающаяся форма отображена в прорисовке единственным случаем. То есть прорисовка не показывает статистику повторений различных форм графем, а только их вариативность. В итоге мы получаем таблицу, где послойно отображено выявление основной иконографической графемы горки иконографической манеры рисунка группы миниатюр М1.
Четыре основных этапа образования иконографической графемы горки М1: 1-фрагменты горок М1; 2-основные иконографические графемы горок М1; 3- четыре основные иконографические графемы горок М1; 4-основная иконографическая графема М1.
Надо заметить, что когда мы прорисовываем с миниатюр Лицевого свода графему, она уже не передает признаков авторской манеры. Ее функция не авторская манера, а выявление, основных, иконографических тенденций группы миниатюр М1 и возможность разделения миниатюр Лицевого свода на иконографические группы рисунка. По самим миниатюрам Лицевого свода иконографическую манеру горок М1 можно разбить, условно, на шесть этапов. Первый этап можно назвать максимально вариативным (М2об.-70). Здесь встречаются все перечисленные выше типы иконографических графем горок М1. Второй этап (М72-170), характеризуется снижением вариативности, где доминируют горки с П-выступом, также встречаются горки с тремя ветвями, в целом, начинается формирование горок, соответствующих основной иконографической графеме М1. Третий этап (М172-484об.), характеризуется вздернутыми вверх горками и большой, полукруглой выпуклостью над верхней ветвью горки. Четвертый этап (М488-587об.) — упрощение, резкое снижение вариативности формы горок и все большее доминирование основной иконографической графемы М1. Пятый этап (М588об.-1027) — усиление вариативности формы горок М1. Надо заметить, что все пять этапов касаются исключительно Музейского сборника. Шестой этап (Х419-Ц489), распространяется на весь Лицевой свод от Хронографического сборника до Царственной книги, везде, где мы наблюдаем иконографическую манеру М1, характерно упрощение основной формы иконографической графемы горки М1, при этом в той или иной степени присутствует графема горки М1 с тремя ветками или тремя площадками, а также горка с одной веткой.
. Изменения вариативности формы горки иконографической манеры М1.
В целом по форме горки М1 можно сделать следующие выводы, что на самом начальном этапе наблюдалась большая вариативность, которая потом стабилизировалась и пришла к основной графеме М1, где к концу Музейского сборника мы наблюдаем усиление вариативности горки М1. По всей остальной части Лицевого свода идет резкое упрощение основной графемы М1 и довольно низкая вариативность формы горки М1. Так, в целом выглядит этот процесс, причем, интересно будет его проследить на других иконографических графемах М1.
Для понимания формы иконографической графемы горки М1 и каким образом идет узнавание этой формы исследователем, нам необходимо ввести, дополнительно, понятие конструкта. Конструкт — это такое обобщение формы иконографической графемы, где ее форма разбивается на основные конструктивные части, обозначаемые плоскостями. Это делается в первую очередь для ясного понимания и соответственно узнавания нужной нам формы иконографической графемы. Также, конструкт можно преобразовать в форм-конструкт и куб-конструкт
Образование конструкта и куб-конструкта горки М1.
Конструкт позволяет исследователю ясно понимать силуэт (контур) и конструктивные различия графем, например графем горок.
Куб-конструкт — это максимально обобщенная форма конструкта, где мы сохраняем от иконографической графемы самые важные детали. Все это дает нам возможность понимать общее конструктивное единство всех графем горок одной иконографической манеры, например М1.
Форм-конструкт — это разделение иконографической графемы на простые геометрические фигуры, что позволяет понять основные конструктивные особенности графемы. Данный случай, показывает, что форма горки М1 имеет три части: 1-верхняя площадка с двумя ветвями; 2-соединительная часть, пирамидальной формы, соединяющая верхнюю площадку и основание горки; 3-нижняя часть, основание горки с характерным П-выступом.
Образование форм-конструкта графемы горки М1.
Конструкт дает нам возможность понимать форму графемы на уровне ее основных конструктивных узлов, а куб-конструкт — самые важные элементы, которые позволяют нам быстро схватывать форму графемы. Последовательно выделяем из контекста изображения рисунка миниатюры Лицевого свода все графемы, посвященные одной форме, например горке, а затем собираем из них одну графему, в которой заложены основные детали всех графем. Затем, обобщаем с помощью линий все стороны графемы и приводим ее к форме конструкт, где остаются только самые важные элементы формы. Куб-конструкт завершает этот процесс, формирования окончательного знака, который мы и используем в дальнейшей работе по определению авторской манеры. Собственно на уровне формы куб-конструкт или знака мы и воспринимаем основные элементы иконографии авторской манеры в целом. Это что-то вроде быстрого чтения, когда мы не любуемся каждым завитком и красотой формы, а считываем самую важную информацию. Если на уровне конструкта мы еще видим множество второстепенных, а следовательно вариативных, возможных деталей, то на уровне формы куб-конструкт, мы видим только те детали, которые неизменно сохраняются на всем протяжении визуального ряда всех миниатюр данной иконографической манеры. Например, на арке портала мы видим одинокую крупную выпуклость сверху, по середине, которая неизменно присутствует на 99% миниатюр М1. Когда она появляется в рисунке миниатюры, то это главный сигнал, что перед нами М1, так как у других авторов этот знак отсутствует. В короне нам важно уловить обтекаемые лепестки, у которой пропорции приближаются к квадрату и маленькие круги на вершинах. На башне, также есть кольцо сверху, а линии штриховки находятся слева и расположены справа налево вниз. Шлем — круглый с высоким и тонким стержнем сверху. В разных случаях нам потребуется просто иконографическая графема или конструкт, где также есть свои признаки и они важны не менее, чем куб-конструкт. В целом, подводя итоги нашей темы, на следующей таблице мы хотим показать общую схему происхождения всех форм, связанных с иконографической графемой, которая работает для любых иконографических графем любой иконографической манеры рисунка миниатюр Лицевого свода. На первом этапе мы выводим иконографическую графему с помощью последовательного отбора из всех изображений горок данной иконографической группы основных форм и дальнейшего обобщения в три или четыре графемы. Справа, основная форма иконографической графемы переходит в форм-конструкт, конструкт и куб-конструкт. Вся эта система работает для любой иконографической графемы.