Музейский сборник, рисунок, иконография, 16 иконографических манер рисунка Лицевого летописного свода.
Мы определяем иконографическую графему, как иконичный[1] фрагмент изображения рисунка.
[1] Иконичным является знак, форму которого можно объяснить через её сходство с тем, что этот знак означает; знаки, у которых отсутствует такое качество, неиконичны. Джон Лайонз, «Лингвистическая семантика. Введение» / перевод с англ. В.В. Морозова и И. Б. Шатуновского, 2003 г.
Шестнадцать иконографических манер рисунка Лицевого летописного свода.
У каждого автора свой набор иконографических графем, присущих его изобразительному языку, свой алфавит. В нашей исследовательской работе самым важным является выявление букв этого алфавита, иконографических графем отдельного автора. Причем, надо понимать, что под автором здесь мы подразумеваем, как одного автора, так и возможно группу авторов, работавшую на одном языке. Отсюда за каждой иконографической манерой может подразумеваться более одного автора. Итак, путем полного полистного анализа всех миниатюр Лицевого свода мы выявили шестнадцать иконографических манер рисунка
Здесь мы можем наблюдать общую иконографическую картину рисунка миниатюр Лицевого свода. Мы разбиваем их на четыре группы по условной близости формы графем. Возможно, в будущем в искусствоведческих исследованиях эти иконографические манеры рисунка будут сгруппированы по-другому. Тем не менее мы группируем их так: 1-я группа, музейская, М1, М2, М3, М4, М5; 2-я группа, иконописная, И1, И2, И3, И4; 3-я группа, александрийская, А1, А2; 4-я группа, северная, С1, С2, С3, С4, С5. Названия групп чисто условны: музейская в честь Музейского, первого тома Лицевого свода; иконописная, напоминает стилистику иконописи XV, начала XVI века, Андрея Рублева и Дионисия; иконописная, александрийская — доминирует в Хронографическом сборнике, особенно в «жизнеописании Александра Македонского (Х587-797); северная, напоминает «северные письма» в иконописи Древней Руси. Порядковый номер означает очередность появления в данной группе в Лицевом своде. Мы знаем, с какой миниатюры в Лицевом своде они начинаются: М1(М2об.), М2(М295об.), М3(М353-354об.), М4(М361), М5(М758); И1(М600-600об.), И2(М755), И3(М785об.), И4(Х330); А1(Х299об.), А2(Х310-310об.); С1(М794-794об.), С2(Х877-877об.), С3(Х879), С4(ЛХ71, горки, сверху, справа), С5(Л869). По этим данным, можно сделать некоторые предварительные выводы: вся музейская группа (М1, М2, М3, М4, М5) появляется в Музейском сборнике, а также к ней присоединяется часть иконописной группы (И1, И2, И3), но с минимальным количеством миниатюр, и северная группа (С1), одна иконографическая манера рисунка. В итоге мы наблюдаем девять иконографических манер рисунка, которые уже работали в Музейском сборнике, а это чуть больше половины всего состава рисовальщиков Лицевого свода. В следующем Хронографическом сборнике появляется последняя иконографическая манера иконописной группы (И4). Также в этом томе появляется александрийская группа (А1, А2). Добавляются к северной группе (С2, С3). В Лицевом хронографе — иконографическая манера рисунка С4, но только виде иконографической графемы горки. Последняя иконографическая манера рисунка С5 появляется в Лаптевском томе.