Лицевой хронограф, 35 авторов, раскраска (ЛХ1, ЛХ2, ЛХ3, ЛХ4) признаки, местонахождение в томе, разбивки, количество миниатюр.
Всего в Лицевом хронографе мы насчитываем тридцать пять авторских манер раскраски. Часть миниатюр, расписано в ярких, красочных тонах, но многие имеют сдержанную цветовую гамму. Раскраска не однотипная, то есть не имеющая общей колористической предопределенности. Скорее всего, задача некого единообразия в принципе не ставилась. Каждый мастер работал, как умел, в своей личной манере письма. В итоге анализа всех признаков авторской раскраски миниатюр Лицевого хронографа, мы составили схему хода работ, которая позволит сделать некоторые общие выводы
ПЕРВАЯ АВТОРСКАЯ МАНЕРА РАСКРАСКИ
- 1-ЛХ1об(ЛХ1)(С2-6об.)(1+7),(С2об., С5,С6, ЛХ1, текст)
- 12-ЛХ144-148об.,(10),(ЛХ1)
- 24-ЛХ332-351об.(39),(ЛХ1),(ЛХ348об., текст)
- 42-ЛХ648-690об.(51),(ЛХ1)
- 63-ЛХ847-857об.(19),(ЛХ1),(ЛХ851,851об.,852об.,858 текст)М2-И1
- 65-ЛХ866-869об. (8), (ЛХ1)
- 72-ЛХ917-925об.(18),(ЛХ1)
- 77-ЛХ984-984об(2)(ЛХ1)
- 86-ЛХ1013-1028об.(31)(ЛХ1)(ЛХ1024,текст)
- 92-ЛХ1080-1080об.(2)(ЛХ1)
- 117-ЛХ1209-1217об.(18+8С1=26),(ЛХ1)(С623-626об.)
Первый автор раскраски Лицевого хронографа ЛХ1, третий по количеству миниатюр в Лицевом хронографе, двести четырнадцать миниатюр, десять разбивок, его присутствие наблюдается как в начале, так и в конце тома. Первое, что мы видим, когда рассматриваем миниатюры — это цветовая гамма. Она может быть яркая, бледная, теплая или холодная и т.д.
Мы составили палитры замесов цветов по авторам раскраски Лицевого хронографа. Первый автор раскраски Лицевого хронографа ЛХ1 отличается сдержанной по цвету палитрой. Можно сказать, что цвета его палитры высветлены, возможно, при замесе он примешивал к пигментам много мела. Так обычно художники экономили ценные пигменты, наполняя их наполнителем, в данном случае — это, скорее всего, мел. Автор, ЛХ1 использовал семь цветов: светло-красный, похожий на розовый, светло-желтый, напоминает охру светлую с добавлением белил, светло-зеленый, серый, серо-голубой и светло-фиолетовый, отличающийся от светло–красного холодным оттенком. Причем, если сравнивать первую и двенадцатую разбивку с двадцать четвертой разбивкой, можно заметить, что цвета в последней стали несколько плотнее по тону. На схеме палитры ЛХ1 мы можем посмотреть качество черного цвета, на нем отчетливо видны неровности и шероховатости, такие же видны на полоске зеленого цвета. Это означает избыток клея в замесе связующего с пигментом краски, что впоследствии создало незначительные осыпи красочного слоя, черного и зеленого цветов.
- 1-Уздечка лошади состоит из трех, коротких поперечных и одной длинной продольной линией, средней толщины. Короткие линии сверху, идут немного под углом вниз или ровно, иногда сливаются в одну линию между собою. Цвет уздечки коричневый или черный. Поводья, начинаются чуть ниже короткой линии снизу и легким изгибом идут немного вверх, завершаются коротким волнообразным зигзагом, идущим вниз.
- 2- Копья у ЛХ1 в Лицевом хронографе отсутствуют, но возможно встречаются в других томах Лицевого свода.
- 3-Стол и утварь раскрашена светло желтым замесом цвета, сама плоскость стола белая, круглое блюдо подкрашено более светлым тоном, на котором еда оставлена белым цветом. Для более углубленного разбора авторской раскраски стола и утвари ЛХ1 рассмотрим ее на нескольких примерах из Лицевого хронографа.В целом, заметно, незначительное отличие цвета замесов желтого цвета. Цвет замеса незначительно меняется, от бледно – желтого (ЛХ334) до желтого (ЛХ341). Точно такая картина изменения оттенка цвета в замесах желтого от светло-коричневого до коричневатого с холодным оттенком (ЛХ650, С625об., С626). Это говорит нам о том, что автор раскраски, каждый раз, делал новый замес цвета, который немного отличался от предыдущего замеса. В целом, наблюдается та же картина, где белый стол и однотонно раскрашенная утварь, но по краям стола видны небольшие подтеки краски, зашедшие со стороны общей раскраски, иногда эти пятна, серо – голубоватого оттенка заходят на плоскость стола (С625об., С626). Подтеки говорят нам, что автор раскраски ЛХ1 закрашивал миниатюру в широкой живописной манере, не всегда соблюдая линии рисунка, заходя за них. Маленькие затеки краски видны по краям утвари (С625об., С626). Для ЛХ1 характерно закрашивать одним локальным цветом предметы утвари, иногда оставляя верх белым, а также, он оставляет белым место обозначения еды в круглых предметах утвари.
- 4-Шапка и лик. Шапки на ЛХ334 имеет серые отвороты и белые отвороты с незначительными желтыми подтеками (С2). Тульи шапок раскрашены в живописной манере, разными цветами, где на одной шапке может быть до трех цветов одновременно, причем некоторые шапки, автор ЛХ1, раскрашивает желтым и справа оттеняет другим цветом (коричневым, розоватым или серо-голубым), моделируя свет и условную тень, форму шапки (ЛХ334). Лик — волосы заливаются светло-коричневым цветом, а борода, снизу, подкрашивается неровной раскраской, оставляя много белого места. Сами лики, подкрашиваются слева и справа желтоватыми, с неровными краями пятнами. Надо заметить, что желтый цвет на одежде и шапке, отличается от желтого цвета на лике в более теплую сторону.
- 5-Горка имеет голубоватую полосу, справа, если она желтого цвета замеса или светло-фиолетовую, если она светло-зеленого цвета замеса. В целом к краям горки цвет более темный, а сами переходы между тонами цвета, характеризуются рваными краями. Если посмотреть пошире, то существуют несколько другие тенденции в раскраске горки ЛХ1.Основная тенденция в раскраске горок ЛХ1 — это желтый (бежевый) цвет замеса, слева и справа нанесены слои более плотным цветом, желтым или коричневым с неровными краями, но встречаются и другие цвета замеса, серо-голубой или светло-зеленый, ЛХ147, ЛХ660, С2. Характерная полоска серо-голубого или светло-фиолетового цвета, нанесенная справой стороны горки встречается не всегда, С2, С3. С5об., ЛХ1об., ЛХ1213.
- 6-Башня имеет фиолетового цвета замес на крыше и карнизе. Стены — желтого цвета с характерным неровным, квадратной формы двойным подчеркиванием поема окна светло-коричневой линией.
- 7-Шлем. Шлемы раскрашены одним серо-голубым замесом цвета. Доспехи, местами (плечи) подкрашиваются желтым цветом.
- 8-Дерево светло-зеленого цвета замеса с чуть более темными по краям концами веток. Ствол — светло-коричневого цвета замеса.
- 9-Вода — серовато-желтого цвета замеса с толстыми серо-голубыми линиями, подчеркивающими линии рисунка, изображающие волны.
ВТОРАЯ АВТОРСКАЯ МАНЕРА РАСКРАСКИ
ТРЕТЬЯ АВТОРСКАЯ МАНЕРА РАСКРАСКИ
ЧЕТВЕРТАЯ АВТОРСКАЯ МАНЕРА РАСКРАСКИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ
Сравнительные таблицы. Так как находясь в рамках раскраски одного автора мы не можем понять и почувствовать в чем его отличие от других авторов раскраски мы для общего сравнения авторских раскрасок сделали таблицу, состоящих из четырех таблиц раскраски ЛХ1, ЛХ2, ЛХ3, ЛХ4.
Четыре таблицы авторских таблиц раскраски, ЛХ1, ЛХ2, ЛХ3, ЛХ4.
По четырем таблицам авторской раскраски можно сравнить разные признаки. Дерево ЛХ1, светлого зеленого цвета, ЛХ2 с каплями на концах ветвей, ЛХ3 — темно-зеленого цвета, а ЛХ4, голубого цвета с коричневыми концами ветвей. Копья есть у ЛХ2 и ЛХ3. Ноговицы, светло-желтого цвета у ЛХ1, а у ЛХ2 — цветные. У ЛХ3 — двух цветов, желтого и серого. Темно- желтые ноговицы у ЛХ4. Четыре авторские раскраски различаются между собою: ЛХ1— светлая раскраска, ЛХ2 — яркая и многоцветная, у ЛХ3 доминирует темно-синий цвет, ЛХ4 — живописная манера раскраски, где много желто-коричневых оттенков цвета. В целом на всех авторов приходится 693 миниатюры и 33 разбивки. Надо заметить, что все четыре автора раскраски доминируют не только в Лицевом хронографе, но и часто встречаются в других томах Лицевого свода. Конечно, пока нет общей картины по всем томам, мы не можем представить, какое место занимает каждый автор, насколько часто и с кем он находиться рядом, но некоторые выводы уже можно сделать сейчас. На составленном графе разбивок авторских манер раскрасок мы выделяем красным цветом четыре первые.
Граф разбивок авторской раскраски Лицевого хронографа. Красным цветом выделены ЛХ1, ЛХ2, ЛХ3, ЛХ4.
Первые шесть (6) разбивок — это сто восемнадцать (118) миниатюр принадлежат группе ЛХ1-4. Следующая разбивка двенадцатая (12), десять (10) миниатюр ЛХ1. Двадцать первая (21) разбивка — девяносто девять (99) миниатюр ЛХ2, двадцать четвертая разбивка (24), тридцать девять (39) миниатюр ЛХ1. Судя по первой части графа, мы не можем определенно сказать, что эта группа доминирует над другими. Значительная часть раскраски Лицевого хронографа начата группой ЛХ1-4. Далее идет значительный перерыв с седьмой (7) по двадцатую (20) разбивку, исключая одной маленькой разбивки (12) в десять (10) миниатюр ЛХ1. Двадцать первая (21) разбивка ЛХ2 — очень большая, девяносто девять миниатюр (99), то есть перепады в объеме работ от десятка (вторая разбивка ЛХ2) до почти сотни миниатюр в разбивках. Мы не видим стабильного процесса труда как у одного автора раскраски, так и у всех остальных. Работы по раскраске велись стихийно, по возможности и вынужденным обстоятельствам, а не по четко продуманному плану. В дальнейшем, по нашему графу можно видеть, как с тридцать восьмой (38) по сорок вторую (42) разбивку, группа ЛХ1-4 раскрасила двести пятьдесят две (252) миниатюры, причем у каждого автора было приблизительно по пятьдесят (50) миниатюр — некое подобие организованного производства. Причем, как вначале Лицевого хронографа, так и во втором случае раскраски большого числа миниатюр, это никак не связано с содержанием. Нет случаев, когда авторская раскраска начинается и заканчивается в границах какой-нибудь главы или книги Лицевого хронографа. Всего группа авторов ЛХ1-4 раскрасила шестьсот девяносто три (693) миниатюры Лицевого хронографа.