Римский часослов (Livre d’heures à l’usage de Rome)
Этот богато украшенный часослов был иллюминирован в Туре в 1500-х годах для владельца тулузского происхождения. Город Тур и долина Луары стали местами резиденции двора королей Франции в 15 веке, и эта рукопись связана с этим престижным прошлым. Действительно, с этим часословом для двух миниатюр связано имя Жана Бурдишона (около 1457 – 1521), придворного живописца. Остальные 35 миниатюр созданы тремя иллюминаторами из мастерской Жана Пойе († до 1504 г.), также основанной в Туре. (джег).
- Название рукописи: Livre d’heures à l’usage de Rome
- Место происхождения: Tours
- Место нахождения: Швейцария, Женева, Bibliothèque de Genève
- Дата происхождения: около 1500 г.
- Бывшая полка: (старые рейтинги не видны).
- Основа: пергамен.
- Объем: 227 листов на пергаменте; передняя стойка из синей ткани; первая смешанная передняя защита: лицевая сторона из синей ткани, задняя сторона из бумаги; второй передний бумажный щиток; первое заднее бумажное ограждение; второй смешанный арьергард: лицевая сторона из бумаги, задняя сторона из синей ткани; задняя защита из синей ткани.
- Формат: 160 х 110 мм.
- Язык: латинский
- Код: Comites Latentes 124
- Тип переплета: 18 век.
- Общие сведения: Genève, Bibliothèque de Genève, Comites Latentes 124: Stundenbuch (https://www.e-codices.unifr.ch/de/list/one/bge/cl0124).
- Сопоставление: 1 список (12 листов; л. 1–12) + касса из 9 листов (л. 13–21) + 14 кватернионов (14 х 8 листов; л. 22–29, л. 30–37, л. 38) -45, л. 46-53, л. 54-61, л. 62-69, л. 70-77, л. 78-85, л. 86-93, л.94-101, л.102-109 , л. 110-117, л. 118, л. 126-133) + 1 тернион (6 листов; л. 134 -139) + 11 кватернионов (л. 140-147, л. 148, л. 156-163, л. .164-171, л.172-179, л.180-187, л.188-195, л.196-203, л.204-211, л. 212-219, л. 220-227); страницы л. 215-216 сложены неправильно, л. 216 следует читать перед л. 215; вертикальные рамки на последнем листе каждого блокнота, на обратной стороне; отсутствие рамки на следующих листах: л. 12л (конец календаря), л. 53л, ф. 133в (миниатюра полной страницы), л. 211л (миниатюра на всю страницу), л. 219л (добавление XVI века), л. 227л (дополнение XVI века).
- Письмо и руки: л. 1р-216в: полугуманистическое письмо, одна рука, коричневые чернила; л. 217р-227в: дополнение XVI в., тушь желтоватая.
- Список из 37 миниатюр; Четыре евангельских перикопы: л. 13п: Святой Иоанн Богослов на острове Патмос пишет в сопровождении орла; л. 14п: Святой Матфей сидит с книгой в сопровождении ангела, на заднем плане изображена библиотека; л. 15л: Святой Марк сидит за столом и читает в сопровождении льва; л. 16л: Святой Лука сидит за столом и читает, с очками на носу, в сопровождении вола; Часы Девы л. 18п: Благовещение Марии; л. 28п: Посещение, встреча Марии и ее кузины Элизабет; л. 34л: брак Богородицы со святым Иосифом; л. 37п: объявление пастухам; л. 39л: святое семейство: Иосиф держит младенца Иисуса, который протягивает руки к Марии; л. 41л: представление младенца Иисуса в храме; л. 44п: расправа над Невинными; л. 47л: сон Богородицы; Часы Креста л. 54п: Христос несет свой крест; Часы Святого Духа л. 56п: Пятидесятница; Часы мертвых л. 58п: Иов сидит на навозной куче в конюшне в окружении трех своих друзей; л. 61п: Смерть, вооруженная копьем, едет на быке, а двое мужчин сбиты с ног; Псалмы покаяния л. 76л: Царь Давид в покаянии; Часы Креста л. 87л: поцелуй Иуды и арест Христа; л. 92п: осмеяние Христа; л. 94л: Мария поклоняется младенцу Иисусу в яслях, Иосиф стоит рядом с ней; л. 96л: объявление пастухам; л. 99л: поклонение мудрецов; л. 102л: распятие с Марией и святым Иоанном; л. 106п: снятие с креста, Иосиф Аримафейский и Никодим собирают тело Христово; л. 108л: коронация Богородицы; Часы Святого Духа л. 116п: Христос в пустыне, идущий и молящийся в сопровождении Святого Духа; Тринити часы л. 122п: престол благодати: Бог-Отец держит руки креста, на котором висит Христос, который увенчан голубем Святого Духа; Часы Святого Причастия л. 124л: Шествие Тела Христова; Часы Святого Иоанна Крестителя л. 126л: Святой Иоанн Креститель несет агнца Христа в левой руке и указывает на него правой рукой; Часы Святого Иоанна Богослова л. 130п: Святой Иоанн держит чашу, наполненную змеями, и стоит перед семиглавым драконом; Ангельские часы л. 133л: Святой Иоанн Богослов, стоя на коленях, читает книгу, положенную на правое колено, и держит чашу, из которой выходит змей; Часы Скорби Богородицы л. 157п: Богородица, поклоняющаяся Христу Страстей, увенчанная терновым венцом и со связанными руками; Молитва Марии: O intemperata л. 174п: Молящаяся Богородица в окружении ангелов; Часы Святой Екатерины л. 205л: Святая Екатерина держит в правой руке меч своего мученичества, а в левой руке мученическую пальму; Святая Сюзанна л. 211л: Сюзанна, полностью одетая, сидит на краю бассейна, ее ноги в воде, в то время как трое знатных людей, стоящих позади нее, созерцают ее; Сент-Экзюпер л. 213п: Сент-Экзюпер в роли епископа с митрой и посохом и благословением; Святой Себастьян л. 215л: Святой Себастьян, пронзенный стрелами.
- Приобретение рукописи: Фонд Comites Latentes передал эту рукопись в Женевскую библиотеку в январе 1977 года.
- Авторство миниатюр: две миниатюры руки Жана Бурдишона (около 1457-1521 гг.); остальные 35 миниатюр принадлежат трем иллюминаторам из мастерской Жана Пуайе († до 1504 г.) (ср. Н. Герман), итого, предположительно, четыре автора.
- Примечания: 37 полностраничных миниатюр, окруженных позолоченной рамкой; Жану Бурдишону приписывают только две миниатюры (ф. 13р и 28р); остальные — благодаря трем иллюминаторам из мастерской Жана Пуайе (ср. Н. Герман); следует отметить несколько аномалий: наличие четырех Марианских миниатюр в Крестных часах (ф. 94в, 96в, 99в, 108в), наличие двух объявлений пастырям (ф. 37в и 96в), присутствие св. Иоанн Богослов дважды подряд (ф. 130р и 133в); что касается миниатюры святого Себастьяна, то ее следовало написать на ф. 214в, который остался пустым; 2 больших инициала высотой в шесть/семь строк, написанных синим цветом на красном фоне, украшенных золотистой листвой (ф. 62р, ф. 115р); около тридцати инициалов высотой в четыре строки, нарисованных аналогично (на ф. 141r и 209v нарисованный инициал — D, тогда как должен быть C); очень многочисленные инициалы высотой в две строки, написанные золотом на попеременно синем или красном фоне; концы линий сине-красно-золотого цвета; заголовки.
- Происхождение рукописи: Тур; для Робера Амиета присутствие в календаре святого Винсента Феррье (л. 4п, 5 апреля: Vincentii martiris) и святого Бернардина Сиенского (л. 5л, 17 мая: перевод святого ошибочно отмечен Translatio Santi Benedicti; и е 5л, праздник святого: Bernardini conf[essoris] ошибочно отмечен как 22 мая вместо 20 мая) позволяет датировать эту рукопись концом XV века.
- Опубликован на сайте: 04.07.2012 г.
- https://www.e-codices.unifr.ch/fr/list/one/bge/cl0124/
- Bibliography:
- Amiet Robert (voir Lacaze-Bischoff Charlotte).
- Backhouse Janet, « Bourdichon’s Hours of Henry VII », in British Museum Quarterly, XXXVII, 3-4, 1973, p. 98, n° 12.
- De Laborde, Comte A., La mort chevauchant un bœuf, Paris, 1923, p. 8-14, pl. 1-5.
- Delisle Léopold, Les Grandes Heures d’Anne de Bretagne, Paris, 1913, p. 65-70, 115-118.
- Hernan Nicholas, « Heures < J. de M.> à l’usage de Rome. Jean Bourdichon (vers 1457-1521) et autres artistes dans la suite de Jean Poyer », dans Tours 1500. Capitale des arts, sous la direction de B. de Chancel-Bardelot, P. Charron, P.-G. Girault, J.-M. Guillouët, Somogy éditions d’art, Paris, 2012, p. 314-315, n° 77 (voir également les notices sur Jean Bourdichon p. 247-257, et la notice sur Jean Poyer p. 242-246).
- Hofmann Mara, Jean Poyer. Das Gesamtwerk, Turnhout, Ed. Brepols, 2004, p. 87-89, fig. 150-154.
- Lacaze-Bischoff Charlotte, notice descriptive du manuscrit effectuée dans les années 1978-1986, document dactylographié de six pages conservé au Département des manuscrits de la BGE (en ce qui concerne l’analyse liturgique du manuscrit, l’auteure indique qu’elle reprend les conclusions établies par le R.P. Robert Amiet).
- Limousin Raymond, Jean Bourdichon, Lyon, 1954, p. 67 (l’auteur a confondu ce manuscrit avec le livre d’heures de Catherine d’Armagnac).
- Plummer John et Clark Gregory Thomas, The Last Flowering. French Painting in Manuscripts, 1420-1530, from American Collections, catalogue d’exposition, The Pierpont Morgan Library, 18 novembre 1982 – 30 janvier 1983, New York et Londres, 1982, p. 87, 89.
- Sotheby & CO, Londres, Catalogue de la vente du 10 décembre 1973, lot 56, p. 33-35.