Лицевой летописный свод Ивана Грозного
Лицевой летописный свод Ивана Грозного
Вплоть до XVII века летопись в культуре Древней Руси была определяющим видом литературы: не существовало любовной поэзии, романов или театральных пьес. Литература тогда воспринималась как занятие особой серьезности и значимости, можно сказать, государственной важности. Дух летописи, историзма царил в воздухе Руси того времени. Особенно это усилилось во время образования и централизации русского государства вокруг Москвы, в XV и XVI веках. Московские Великие князья и цари, в первую очередь, обращались к летописи, и там искали оправдания многим своим политическим решениям. Это придавало летописным сказаниям, которые, не всегда были строго “историчны”, особый вес в глазах, как правителей, так и народа, убежденного в истинности и правоте совершаемых поступков. Летопись приобретала значение государственной важности и выражала национальную специфику русской средневековой культуры. Причем нередко исторические персонажи и даже события были вымышлены. Вымысел умело вплетался в вязь реальных событий и исторических личностей, его “истинность” не подвергалась сомнению. Сегодня историкам не просто выявить “подлинную” историческую реальность описанных в летописях событий. Ведь до сих пор идут жаркие споры даже по таким известным событиям, как Ледовое побоище или Куликовская битва. Так сами летописи становились инструментами, определяющими развитие истории. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что такое монументальное явление как ЛЛС, был задуман и осуществлен с самыми серьезными намерениями. Это была не просто очередная летопись, это “летопись всех летописей”, свод летописей, туда постарались включить всё самое существенное для “идеального” русского государства, которое в тот момент создавал в Московии Иван Грозный. Важным подтверждением в пользу грандиозности замысла свода является его полное “иллюминирование”, т.е. разбивка на небольшие тексты, к каждому из которых создавалась отдельная красочная миниатюра. Нам практически неизвестны большие иллюминированные рукописи, созданные на Руси до XVI века. Единственное исключение — Радзивилловская (Кенигсбергская) летопись, которая содержит 618 миниатюр, сделанных в легкой, эскизной манере. Она датируется приблизительно концом XV века. Лицевой свод больше Радзивилловской летописи по количеству миниатюр почти в 30 раз. Можно определенно сказать, что памятника, подобного ЛЛС, как по объему, так и по художественным достоинствам миниатюр, на Руси до того не создавали. Подобная задача была впервые поставлена перед русскими мастерами книги. По косвенным данным было задумано 12 томов: явно не хватает первого «русского» тома, «Повесть временных лет», от Рюрика до Владимира Мономаха и последнего тома царствования Ивана Грозного, от 1567 года до 1584 года. Великие Минеи Четьи митрополита Макария, также состоят из 12 томов. Однако томов Лицевого летописного свода до наших дней сохранилось 10 томов, которые охватывают события «от сотворения мира Всевышним» до 1567 года, первых двух лет времени «опричнины» Ивана Грозного, насчитывающие 19 490 страниц (около 10000 листов, большого формата, 30 х 40 см) на, которых было написано в красках 17 764 миниатюры. В существующем ныне виде тома Лицевого свода сложились не ранее 17–18 вв., когда отдельные листы были переплетены в тома, при этом часть листов была явно утрачена, часть перепутана. Особенно перепутан Хронографический сборник и первые два тома «русской истории», Голицинский и Лаптевские тома, также к ним по содержанию примыкает Шумиловский том, так что можно сказать, что это один большой том, где события перемешаны между томами. Итак, на сегодняшний момент времени ЛЛС включает в себя 10 томов, первый, называется:
Музейский сборник (ГИМ, Муз. 358)
1. Музейский сборник (ГИМ, Муз. 358), 1031 л., 1733 миниатюры. Содержит изложение священной, древнееврейской и древнегреческой истории; начиная с библейской книги Бытия до книги Судей Израилевых, продолжая книгами о греческих героях Ясоне и Геракле, а также историей создания и разрушения Трои, троянская война. Часть листов из сборника оказались в книге житие святителя Николы Мирликийского (история Всемирного потопа и Ноева ковчега). История тома известна с конца XVII века, где он некоторое время находился у стольника князя М.В. Мещерского. Исторический музей приобрел рукопись 5 февраля 1897 года за 3500 рублей у златоустовского купца 3-й гильдии М.В. Шишкина при посредничестве некого П.А. Гуськова и впервые описан В.Н. Щепкиным, где была сделана атрибутация миниатюр сборника по авторам рисунка.
Хронографический сборник (БАН, П1. Б. №76 17.17.9)
2. Хронографический сборник (БАН, П1. Б. №76 17.17.9), 1469 л., 2549 миниатюр. Изложение истории древнего Востока, Персии, эллинистического Востока, жизнеописание Александра Македонского, начало Римской истории с XI столетия до н.э. до Иудейской войны 70-х годов, описанной Иосифом Флавием. Порядок листов сильно нарушен. В середине XVII века принадлежал патриарху Никону. Потом был дарован Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. В первой четверти XVIII века находился в собрании книг Петра Великого (в 1724 году был подарен царевне Наталье Петровне). После смерти Петра I рукопись оказалась в собрании книг А.И. Остермана. С 1940 года в том передан в Библиотеку Академии наук (БАН). В 1900 году Хронографический сборник описан А.Е. Пресняковым и в 1965 году — В.Ф. Покровской.
3. Лицевой хронограф (РНБ, F. IV. 151), 1217 л., 2191 миниатюра. Изложение истории Древнего Рима с 70-х годов I века н.э. до 337 г., история Византийской империи до X века. В конце XVII века Карион Истомин передает том царевичу Алексею Петровичу. В 1720-80 гг. рукопись находилась в Типографской библиотеке, а затем в Синодальной библиотеке. В первой четверти XIX века З. П. Зосима передает рукопись в Публичную библиотеку (РНБ). В 1899 году том, кратко, описан Н.П. Лихачевым, а в 1900 году, подробно — А.Е. Пресняковым. Также Лицевой хронограф исследовался О.В. Твороговым.
https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?ab=CCF08009-A6E2-48E6-9CA2-4CEA87BEEC1D