группа М1м, первый автор, 1040 миниатюр
М1м находиться исключительно в Музейском сборнике. В общем количество миниатюр первого автора иконографической манеры М1, мы насчитываем одну тысячу сорок (1040 миниатюр), что представляет собою около 60% от всех миниатюр Музейского сборника.
С помощью изографических особенностей авторов миниатюр иконографической группы рисунка М1, мы разделили их на шесть групп, которые с большой вероятностью можно определить как группы, принадлежащие отдельным авторам. М1м, — первый, основной автор, М1мл, — второй автор, М1хц, — третий автор, второй, основной автор, М1лх, — четвертый автор, М1гц, — пятый автор, М1н, — группа авторов, которая насчитывает несколько миниатюр. Маленькие буквы после аббревиатуры М1 обозначают тома Лицевого свода. Мы видим древо авторских манер рисунка миниатюр Лицевого свода. Надо заметить, что это только 1/16 часть от всего изучаемого нами всего материала. Иконографическая группа М1, которую мы разбиваем на пять самостоятельных групп миниатюр по различием признаков изографии. Сейчас мы не можем с достаточной убежденностью утверждать, что каждая группа миниатюр создана одним автором и полностью идентифицирована с ним. Вполне возможно, что авторов больше или миниатюры могут принадлежать разным авторам в каждой группе. Мы можем с достаточной степенью убедительности сказать, что вся группа М1 делится на две группы миниатюр: первая — вся находится в Музейском сборнике, М1м, а вторая, — в остальных томах Лицевого свода, где третья группа М1хц, основная, а остальные три, М1мл, М1лх, М1гц могут принадлежать М1хц, так иметь самостоятельное значение. Этот вопрос пока остается дискуссионным. В принципе отличия этих групп есть и мы их выделим в признаки, но этих признаков на данном этапе исследований пока недостаточно, чтобы с определенностью закрепить их самостоятельное авторство. Последняя группа М1н выпадает из общего контекста и пока не рассматривается нами вследствие наличия в этой группе всего нескольких миниатюр (9), на которых сложно выявить устойчивую статистику признаков. Тем не менее, изографический анализ позволяет нам разбить иконографическую манеру на группы миниатюр различных по изографическим признакам, о которых мы хотим подробно рассказать в этой главе. Само собою, что утверждать за каждой выделенной группой М1 стоит единственный автор пока нет возможности, но игнорировать эти различия тоже не будет правильным решением. Возможно, за этими изменениями стоит изменения автора по каким-нибудь причинам или к его работе присоединился другой автор и мы наблюдаем совместную работу. Вариантов может оказаться множество, поэтому мы фиксируем все изменения, даже самые незначительные, которые могут понадобиться в будущем для более точного определения авторства миниатюр Лицевого свода. Отсутствие иконографических графем принципиально для следующего этапа атрибуции авторской манеры. Здесь выходят на первый план следующие признаки, которые мы не видели на первом этапе. Это качество линий, имеющие многочисленные характеристики, перечисленные нами выше, но кроме этого важными становятся такие особенности авторской манеры, как пропорции фигур, конструктивные элементы зданий. Важным отличием становится композиционное мышление автора. Также мы заметили разные подходы авторов к разделке штрихами горок и наличие особенных деталей, применяемых каждым автором индивидуально.
М1м находиться исключительно в Музейском сборнике, группа иконографической манеры рисунка М1м, первый автор иконографической группы рисунка М1:
М — 2об. – 17об., (27);
ЖН — 245 – 243об., (37);
М — 4об. – 21 (11); 25 –294об., (456); 296 – 352об., (90); 356 – 359об., (10); 361об. – 362 (2); 364 (1); 369об. – 370об., (3); 374 – 374об., (2); 377 – 377об., (2); 381 – 382об., (4); 383об., (1); 385 (1); 386 (1); 390 (1); 405 (1); 411об., (1); 414 (1); 423об., (1); 433об. – 434 (2), 435 (1); 439об., (1); 442 – 442об., (2); 455 – 455об., (3); 448 – 448об., (2); 451 – 452об., (4); 454 – 454об., (2); 457 – 457об., (2); 459 – 459об., (2); 463 – 463об., (2); 466 – 466об., (2); 467, нижняя (1); 468об., (1); 473 – 473об., (2); 476 – 477об., (4); 480 – 480об., (2); 484 – 484об., (2); 487 (1); 488 – 489 (3); 491– 491об., (2); 502об., (1); 505 – 505об., (2); 512 – 512об. (3); 514об. – 515об., (3); 518 – 519об., (4); 521 – 522об., (5); 524 – 525об., (4); 526об., (1); 528 – 528об., (2); 530 – 531об., (3); 533 – 534 (3); 535 – 535об., (2); 538об., (1); 540об., (1); 541 – 542об., (4); 545 – 546об., (4); 549 – 549об., (2); 552 – 552об., (2); 553 – 557об., (9); 558 – 599об., (77); 602об. – 694об., (121);701об. – 702 (2); 703 (1); 704 (1); 707 – 707об., (2); 709 (1); 713 (1); 714 –714об., (2); 718 – 721 (6); 724 (1); 725 – 725об., (2); 727 (1); 728 (1); 729об., (1); 732 (1); 733 (1); 736об., (1); 736об., (1); 737об., (1); 740 (1); 742 (1); 743 (1); 745 (1); 746 (1); 749об. – 750 (2); 752 (1); 753об., (1); 755об., (1); 756об. – 757 (2); 759 (1); 763 – 764об., (4); 766об., (1); 768об., (1); 770 (1); 771 (1); 772об., (1); 735об., (1); 785 (1); 788 (1); 790 – 790об., (2); 792 (1); 796об., (1); 798об., (1); 804 (1); 806об. – 807об., (3); 817об., (1); 820 – 820об., (2); 823 – 823об., (2); 829 (1); 833 – 833об., (2); 834об., (1); 835об., (1); 836об., (1); 840об., (1); 843об., (1); 845 – 845об., (2); 847об., (1); 852 (1); 857об., (1); 861 (1); 862 (2); 867об., (1); 869 (1); 873 – 873об., (2); 876 – 876об., (2); 879 (1); 882 (1); 894об., (1); 897 (1); 900 – 900об., (2); 905 (1); 907 – 907об., (2); 910 (1); 911 (1); 915об., (1); 918 (1); 920 – 920об., (2); 925 – 925об., (1); 929 (1); 930об., (1); 932об., (1); 934 (1); 935об. – 936 (2); 938(1); 941 (1); 942 – 943об., (4); 945 (1); 947 – 947об.(2); 949(1); 953об.(1); 961об.(1); 963(1); 965 (1); 968 (1); 970об., (1); 972(1); 977 (1); 980об., (1); 983-983об., (1); 984об., (1); 989 (1); 992 (1); 994 (1); 995 (1); 995об., (1); 996об., (1); 1000об., (1); 1007 (1); 1009 (1); 1014(1); 1016 (1); 1017об., (1); 1019 – 1019об., (2); 1021 – 1021об., (2).
- 1 — характерные признаки для М1м: 1-линия рамки выходит за край прорисовки, ЖН247; 2-линия рамки выходит за край прорисовки, но касается края рисунка дерева, М11; 3-линия рамки прорисовки прерывается изображением ноги и руки, персонаж миниатюры, как бы слегка выходит за рамку, М30; 4-линия рамки обрывается около карниза башни, М27об.(нижняя); 5-линия рамки прерывается изображениями голов лошадей или ступней персонажа, М33об. (нижняя), М38; 6- нога персонажа выходит за линию рамки, М534. Такие примеры можно встретить до конца Музейского сборника, что типично для М1м.
- 2 — лики М1м имеют два типа, первый тип, М612об., нос немного вогнутый, заканчивающийся округлым кончиком. Второй тип, М119об., нос прямой, длинный, слегка загнутый вниз.
- 3 — средняя линия внутри треугольника, копье, М589, башня, М14, верхняя, М580, М653, М688об.,— всегда наклонена влево.
- 4 — тонкий, длинный указательный палец-крюк, М9, М94, М225об., М612, М612об.
- 5 — короткий, указательный палец-пистолет, М12об., М94, М112об., верхняя, М533, М612.
- 6 — касание нижней рамки: ступнями ног, М521, копытами лошадей, М512, архитектурным элементом, М49.